Игра в обучении сотрудников

Сегодня даже те компании, что на протяжении долгих лет являлись ярыми сторонниками стандартных форм обучения, начинают с интересом и неким нетерпением изучать успешный опыт новаторов (хотя по сути таких уже большинство) по внедрению игрового обучения и созданию в компании игрового пространства. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Как вы понимаете, овладение навыками тут происходит через Игру. Всякую компанию можно охарактеризовать, как “обучающаяся организация”, вопрос заключается лишь в том, чему конкретно она обучается? Какое поведение в ней смоделировано, какие формы и ценности в ней поощряются и вознаграждаются?

 К примеру, в Чикаго есть магазин Lego Store, что расположен на Мичиган-авеню, в котором находится незаметная посетителю, так называемая “доска почета”. Это ярко разукрашенная доска, которая буквально усеяна именами работников магазина. Она восхваляет все их достижения, принесшие пользу магазину, а также свидетельствует об уважении и взаимной поддержке друг друга.

 Хоть покупателю данная “доска почета” не видна, она приносит несомненную пользу. Идея создания такой доски принадлежит менеджеру магазина Эми Кренцке. Это только одна из многих инициатив, преследующая цель выразить свое признание перед персоналом магазина за их заслуги и укрепить взаимопонимание между ним. Это является необходимым фактором для дальнейшего роста вовлеченности в трудовой процесс и постоянного самосовершенствования. “Доска почета” – пример недорогого игрового способа, который позволяет сотрудникам одной компании оценить достижения своих коллег.

 В последнее время всё больше компаний стало прибегать к подобного рода вовлекающим элементам: награды лучшим офисным работникам, символические “подарки президента” или карточки признания, творческие игры (например, возможность самому разрисовать стену рядом с рабочим местом), метаигры. Офисное пространство из обычной деловой среды постепенно превращается в игровое пространство, где всё работает на вовлечение сотрудника в жизнь компании.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но протекающая без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или оценку;

- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта; 

- деятельность, имеющая имитационный характер, в которой моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

 К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

 Но вернёмся к успешному эксперименту Lego Store. Эми Кренцке отмечает, что вместо того, чтобы работать по инерции, по бумажке, или хуже того, просто просиживать на рабочем месте в ожидании конца рабочего дня, сотрудники стали видеть в каждом покупателе шанс сделать что-то необычное, пообщаться, стали импровизировать. Такая вовлеченность в процесс напрямую влияет на рост рентабельности. По словам менеджера, только за последний год средняя ценность от одного посещения магазина выросла на 6 процентов, а объем продаж увеличился на 9 процентов.

 В связи с вынужденной оптимизацией бюджетов многие организации сокращают средства, выделенные на корпоративное обучение. Это вынуждает организации искать эффективное неформальное обучение. Стоит отметить, что сегодня неформальное обучение составляет порядка 70% от всего проводимого. Так что применение игровых и импровизауионных «занятий» с сотрудниками - важнейшее дополнение к традиционному обучению. Они играют большую роль в том, чтобы искоренить у сотрудников мысли о работе, как о скучном и рутинном деле, и развить в них новый образ мысли, который дает свободу в игре с новыми ролями и идеями, побуждает к импровизации. Существуют различные пути для повышения вовлеченности, и многие из них не похожи между собой. Это такие стратегии, как: обмен знаниями, коучинг, организация пользовательского контента и другие. Но самыми эффективными будут, скорее всего, те, которые дают возможность создать необходимое пространство для игры.


Такое пространство можно охарактеризовать следующими определениями:

• Важность взаимоотношений – дает возможность развить социальные связи;

• Созидательность – источник энергии и вовлеченности;

• Безопасность – позволяет открывать совершенно новые точки зрения и самовыражения без риска подвергнуться обструкции;

• Метод “здесь и сейчас” – заостряет внимание персонала на текущем деле, но без ущерба срокам и времени;

• Провокативность – изменяет привычное мышление и привычные действия.

 Инновационные подходы к процессу обучения и развития персонала, включающие в себя вышеперечисленные характеристики игрового пространства, на деле оказываются эффективнее, чем день обычного тренинга вовлеченности и обслуживания покупателей, ведь по результатам проведенного исследования, именно они создаются при любом взаимодействии и коллективной работе, содействуя учащимся воплощать свои идеи в действие.

 Но одних неформальных методов обычно бывает недостаточно, чтобы провести презентацию новых тем и дать возможность для углубленного обучения, так как им, как правило, не хватает порой сфокусированности и глубины в подаче сложного материала. Но и из учебной аудитории можно сделать игровое пространство. При учитывании в формальном обучении всех пяти вышеперечисленных аспектов, присущих игровому пространству, оно способно предоставить условия для развития интеллекта и развития групповых и индивидуальных способностей, чтобы воплотить полученные знания в жизнь.

 Кроме того, формальная форма обучения дает сотрудникам возможность познать свои мысли и действия, которые способствуют максимальной успешности в учебном процессе. А это даст им дополнительную мотивацию продолжить учиться на рабочем месте, отдавая при этом себе отчет, что это необходимо для своих же будущих успехов. На самом деле в игровом пространстве неформального и формального процесса обучения персонал получает гораздо больше, чем интеллектуальное понимание преподнесенного материала – это обмен полученных знаний и вовлеченное участие.

 Любой компании приходится придерживаться в своей работе некоторых ограничений, включая стратегии обучения и развития сотрудников. И многие компании нашли способ работать в рамках границ, не выставляя их в качестве оправдания, почему они не могут сделать профессиональное обучение увлекательным. Например, В Чикагской публичной школе постоянно проводятся деловые встречи администрации, чтоб за круглым столом обсудить актуальные стратегии и обменяться новыми. Такие встречи можно рассматривать как обучение и способ достичь следующего уровня гибкости и возможности создавать инновации. Помимо обсуждения стратегий участники встреч вовлечены в практическое обучение, игру – когда нужно по ходу придумать историю или создать школу будущего, имея незначительные ресурсы. Каждое подобное мероприятие преследует цель развить профессиональные способности персонала реагировать на возникающие нужды компании и самостоятельно организовать игровое пространство для постоянного самосовершенствования.

 Единого рецепта создания игрового поля в формальном обучения нет, но если человек, отвечающий за организацию и ведение групп, с целью повышения эффективности, возьмет на вооружение несколько рекомендаций, шансы для появления увлеченного игрового обучения будут намного выше. Рекомендации следующие:

• Начинать нужно с безопасного. Первое, что следует сделать для создания игрового поля – создать для персонала среду, в которую они захотят войти, покинув свою зону комфорта. Лучшими для этого станут парные и групповые занятия и игры, в которых отсутствует единый сценарий. Это рождает множество возможностей в обучении, в общении и рефлексии, что и является поводом к появлению игрового пространства.

• Необходимо сделать акцент на важности связей и отношений по сравнению с практикой обучения. Очень часто из вида упускается главнейшее преимущество обучения на практике – связи и отношения между участниками. Не стоит сразу от опыта переходить к его анализу, нужно дать участникам немного времени погрузиться в учебный процесс и оценить пользу друг друга. Это позволит связям сохраниться и по возвращению сотрудников к работе, и помогут взаимообмену знаниями, ресурсами и взаимоподдержке.

• Для создания игрового пространства просто веселья будет явно маловато, нужно стать провокатором, чтобы выдернуть людей за границы привычного им образа мышления и образа действия. Тот организатор, который провоцирует рождение новых точек зрения и имеет в наличии соответствующий опыт, способны очень высоко поднять общую полезность учебного опыта.

Вот лишь несколько стратегий из большого числа, которые специалист по обучению должен уметь использовать для создания игрового поля. Но для убеждения в том, что это игровое поле распространяется и за границы учебной аудитории, организатор и учащиеся должны построить безопасное, и провокативное и отдавать себе полный отчет в своей дальнейшей роли – подпитывать пространство путем повсеместной совместной работы.



Гибкость, инновации и рост вовлеченности.

 Игровое поле в обучении сотрудников определяется непрерывностью, неформальной окраской и подвижностью. В 2011 году специалистами было проведено исследование для оценки эффективности работы в условиях неожиданности и неопределенности, а в исследовании принимали участие съемочные группы и некоторые специальные подразделения полиции. Выяснилось, что участники исследования с самого начала полагались на постоянное неформальное обучение, что позволяло им самосовершенствоваться и поднимать уровень эффективности совместной работы. Организации, которые в своей работе стремятся к инновационным решениям лучше приспособлены к возникновению неожиданных и форс-мажорных ситуаций, и чаще находят новые возможности. В таких организациях, по данным разных исследований, прибыль растет на 37% быстрее и они в целом на 30% более успешны в своем бизнесе, чем другие. Компании, независимо от сферы деятельности, которые ценят гибкость, непрерывный процесс обучения и вовлеченность, уделяют большое внимание развитию игрового пространства в границах единой стратегии корпоративного развития. Они заняты созданием такого пространства в работе, чтобы взамен получить новые идеи и высокую вовлеченность сотрудников, узрев в этом путь к успеху, над которым необходимо каждый день работать сообща.

Источник: http://glorium.ru/blogs/teory/teory


УЧАСТВУЙ В ПРОЕКТЕ

Вернуться к списку

ПОДПИСКА
РАССЫЛКА BUSINESS&MIRACLE